Мачкова Анастасия Сергеевна , 

учитель-дефектолог  второй квалификационной категории 

ГУО "Санаторный ясли-сад №268 г.Минска" 

Стаж работы —  3 года

Сертифицированный специалист в областях:

✔️Моторная алалия. Методы запуска речи у неговорящих детей ;

✔️Теория и практика логопедического массажа;

✔️Традиции и инновации в постановке звуков у детей с дизартрией;

✔️Коррекционная работа с неговорящими детьми;

✔Нейропсихология речевого развития детей. 

 Принимала участие в клиническом исследовании эффективности применения мобильного приложения CatZu, направленного на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

Педагогическое кредо:

"Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей."  Т.Гончаров

 


Часто родители не знают, как поступить с  ребёнком в моменты непослушания и протеста.  Родитель уважает права ребёнка и боится  требовать чего-то, считая, что чадо может усомниться в искренности любви. Родитель начинает объясняться и тушеваться перед протестующим ребёнком,  и тот  получает требуемое , либо конфликт разгорается, и ,в результате, взрослый переходит на крик , а то и  физическое наказание. После наступает  чувство сожаления , безысходности, вины и  сомнения в успешной роли  родителя. А ведь все может быть проще.  Дети не могут ещё сами за себя отвечать  и принимать  важные решения. Их психика не готова к такой нагрузке.  Детям нужен сильный лидер. Необходимо напоминать, что контролируют ситуацию не они: вы - главный. Пытаясь объяснить сопротивляющемуся ребёнку, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо, вы только лишаете свой приказ силы. Приказ не в смысле постоянного понукания ребёнка, но обоснованное твёрдое требование или правило в определённых ситуациях. Не надо объяснять , просто уверенно, ясно выскажите свою волю ребёнку. Но если вы не даёте малышу возможности сопротивляться, значит вы просто требуете  от него покорности, а не призываете к сотрудничеству. Если ребёнок может сопротивляться вашей воле, в нем в конце концов пробудится основное желание следовать руководству родителей и он уступит. 

Побольше счастливых мгновений в жизни ваших деток !

 

Абсолютно каждый этап развития ребёнка важен.Все предусмотрено природой . Сейчас многие родители ускоряют процесс развития ребёнка, причём акцент делают именно на интеллектуальное. Но в нашем организме все взаимосвязано,  одна часть не может функционировать без другой. Различные навыки вычисления, анализа,  решения задач и т.д . происходят благодаря левому полушарию, полноценная его работа возможна в 6-7 лет.  До этого момента в детской головке правит правое полушарие, отвечающее за фантазию, творчество, воспроизведение мысли. Если мама желает научить свое чадо всевозможным "взрослым наукам", она должна понимать, что энергию на весь процесс мозг будет черпать из противоположного полушария. В результате : говорящий на трех языках гений, но абсолютно не ориентированный в пространстве.  Решающий задачи , но не умеющий нарисовать элементарный рисунок. Не нужно развивать одно в ущерб другому. Всему свое время. Все развивается постепенно. Любите своего ребёнка за то , что он есть. Не усложняйте радость естественного развития и  открытий ребёнка , чтобы потешить свое самолюбие перед другими.  Пять, десять, пятнадцать  лет вашему ребёнку ещё будет, а вот год, два, три - уже никогда. 

Побольше счастливых мгновений в жизни ваших деток ! 

Домашние дела, воспитание ребёнка, работа и прочие обязанности  отнимают силы . Хочется отдохнуть  скорее, но вечером любимое чадо как специально укладывается спать по несколько часов. И в результате опять время на себя любимую или супруга милого откладывается на следующий раз. И так  каждый день. 

Часто многие мамы не знают, как успокоить ребенка вечером, перед отходом ко сну. Перед сном кроме бесед и чтений можно использовать совместный метод релаксации и расслабления. Необходима спокойная, тихая мелодия . Нам очень нравится космическая, релаксирующая музыка. Также  можно зажечь свечу или аромалампу , если у ребёнка нет аллергии. Вы рядом с малышом, начинаете нежно его массажными движениями расслаблять. Двигаемся от головы и ниже. Это могут быть просто поглаживания или любые движения , которые приятны вашему ребёнку.  При этом вы можете произносить слова расслабления : "Твоя головушка отдыхает, твои плечи отдыхают, твои ручки отдыхают, твой животик отдыхает " и так далее. Но произносить лучше один раз, чтобы далее ребёнок не отвлекался на ваш голос. Заранее можно оговорить колличество мелодий (понятие времени ещё может быть не сформировано, а то что мелодий слушаем 2 или 3 уже вполне понятно) , для того чтобы ребёнок не требовал ещё.  Будьте последовательны, помните,  нам необходим результат -  засыпание.  В чем плюсы: ребёнок чувствует ваше присутствие, ваши руки , слышит ваш голос. Вы уделяете время ребёнку, проводите ценные спокойные минуты вместе,  при этом тоже будете  расслабляться от мелодии, аромата и любимого создания рядом. Используйте данный метод хотя бы 7 дней и вы увидите прекрасные результаты. Ребёнок станет более уравновешенным, спокойным, легко и быстро будет засыпать.  А что для нас может быть важнее ? Крепкий и спокойный сон малыша !  Потом этот метод можно использовать как поощрение." Ты  сегодня такой молодец,  мы послушаем 3 , а не 2 мелодии вечером." Пусть это будет ваш совместный  маленький ритуал перед сном. Ребёнок оценит и будет счастлив. А счастлив ребёнок- счастливы родители !

Не знаете как занять ребенка 5-6 лет? Может Вам хочется развить творчество и фантазию и еще плюс мелкую моторику ребенка ? Смело доставайте "швейную шкатулку"" и ай-да мастерить !! Если ребенок слишком мал, то пусть выберет ткань для куклы и нарисует личико.  Можно дать вырезать какие-либо детали. Да и пару стежков  тоже вполне под силу пятилетнему ребенку. В остальном мастерите сами! Творение своими руками не заменит ни одна дорогущая кукла или игрушка из магазина. Про результат не беспокойтесь,  дети радуются безоценночно , самое главное -  Ваше время рядом с ними. Я тоже далеко не "мастерица", но творческая натура живет в каждой из нас. Это наша совместная прелестная работа : "кукла София " . Между прочим, уже третья ! Творчества , вдохновения Вам и Вашим деткам!!

 

Как можно разнообразить занятия по развитию речи  ребенка 4-6 лет? Порисуйте восковыми мелками + акварелью . Обратите внимание, какой цвет выбирает ребенок и с каким нажимом проводит линии. Преобладание темных цветов и жирных линий может говорить о тревожности ребенка, однако, за более детальным изучением рисунка лучше обратиться к психологу. Следите за правильным захватом мелка. Можно использовать трафарет либо рисовать линии от руки. Ребёнок рисует, что желает, мелками, а потом сверху наносится слой акварели. Если рисуются геометрические фигуры, то их  можно повторить, как закрепление пройденной темы. Во время рисования можно параллельно развивать артикуляционный аппарат ребенка. Пусть цокает как лошадка, облизывает губы , перекатывает язычок с одной стороны в другую. Можно повторять слоги ЛА-ЛА-ЛА ЛО-ЛО-ЛО и т.д. , либо рассказывать короткие стишки. Так задействуется сразу два полушария  мозга. Что благотворно сказывается на всех психических процессах ребенка. 

Побольше счастливых мгновений в жизни ваших деток !

- У моего внука появилась девушка! Он провожает ее в другой конец города после лицея! Ужас!
- Так это же здорово! Парень проявляет мужество и заботу.
- Да зачем это надо еще? Рано все это, как же учеба?
- Вам рано, а для парня само то. Пусть пробует, без любви никто счастлив не будет.
- Нет, нет ! Вы что, какая любовь?! У нас пока совсем другие планы. 

У НАС. Это у кого? 

У бабушки, которая  одна воспитывала дочь, не отпуская ее и держа в "ежовых рукавицах" . И сейчас благополучно продолжает воспитывать  и еще плюс ее детей ,как я понимаю, в том же русле. 

Или НАС это относится к маме, которая благодаря такому воспитанию  оставляет троих детей и мужа ( на ту же бабушку) и уезжает зарабатывать деньги за границу на 5-6 мес в году.  Хотя делает она это просто, чтобы "сбежать" , давление со стороны  матери не слабеет и в 40 лет. 

И вот никто не думает о пареньке , о его желаниях, жизни, интересах и предназначении. И что, если так продолжится, он тоже просто сбежит, что судьба паренька может быть загублена? А все  действия со стороны родственников-  то вроде во благо.. Хочется спросить:

- А Вы то счастливы , в свои года ? К чему привели  запреты и отказы, высшее образование и возвращение домой вовремя?

Но в ответ молчание и пожимание плечами.

 Очень сложно отпустить сложенные модели, которые лишь считаются правильными,  несмотря на ошибки.

Дайте  пройти свой путь детям,  пусть и с ошибками, но это ИХ путь. Умейте отпускать детей вовремя, не душите своей любовью и опекой! Не оказывайте медвежью услугу своим же детям! Займитесь собой и все будут только в выйгрыше.

Когда знакомить с эмпатией? Вообще любые наши эмоции и чувства свойственны малышу с рождения, только разграничивать их и использовать по необходимости, ребенок начинает значительно позже. Роль родителя показать, научить различать их. Воспитание ребенка строится по трем основным правилам :

✔Мы не причиняем вред себе.

✔Мы не причиняем вред другим.

✔Мы не причиняем вред чужим вещам.

Бывают ситуации, когда маленький ребенок, будучи на руках,  бьет ладошками по лицу дедушку или кого-то еще из семьи, и все это сопровождается хохотом и восхищением: "Какой сильный! Какой смешной!" Этого делать нельзя! Вы должны  присечь попытку удара , убрать руку ребенка и твердым, серьезным голосом сказать: " Нельзя! Мне  больно!" По отношению к животным аналогично : "Бить нельзя, гладить можно!" И показать как именно , держа ладошку ребенка. Категорически нельзя поощрять удары, вы смеетесь , а ребенок считает это игра и продолжает в том же духе. Дальше ладошка станет крепче, а деструктивные действия никуда не денутся. И уже в два года ребенок бьет животных, щипает родителя. А в более старшем возрасте в ход идут и вспомогательные предметы. Конечно родители, прежде всего, должны выступать примером. Физические наказания непреемлемы, так как невозможно научить чему-то , если сам поступаешь иначе.  Лучше сразу  заложить  правильные манеры поведения и элементарные общечеловеческие нормы, чем потом "ломать ребенка", переучивая. А это будет необходимо, так как мы живем в обществе , и в любом детском коллективе  мамы будут "не в восторге" , когда в компании будет "драчун". Не думаю, что кому-то понравится , если его ребенка будут избегать и сторониться. Да и в будущем ,  люди не знающие чувства сострадания, вряд ли будут счастливы. Сопереживание, чуткость к чувствам других людей, милосердие и сострадание,  найважнейшие качества любой здоровой личности. 

Побольше счастливых мгновений в жизни ваших деток ! 

 

Диагностируют общее нарушение речи (ОНР)  обычно в возрасте 3 лет, когда дети в норме уже активно пользуются речью. При своевременном обращении и оказании логопедической помощи диагноз ОНР снимается, и ребенок поступает в школу без серьезных речевых проблем. 

Симптомы:

✔речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок говорит до года, а при ОНР - в 3-4, а иногда и в 5 лет;

✔ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли; ✔наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Какие специалисты требуются при данном диагнозе:

🔹️логопед/дефектолог;

🔹️невролог;

🔹️нейропсихолог/психолог.

Диагноз  минимальная мозговая дисфункция (ММД)  у ребенка ставится, как правило, в начальной школе или в возрасте 5-7 лет. Снять диагноз можно. 

Симптомы:

✔легкие нарушения моторной функции, неловкость;

✔чрезмерная и неукротимая подвижность (не может усидеть на месте);

✔дефицит произвольного внимания;

✔импульсивность (невозможность остановить свои побуждения );

✔раздражительность;

✔быстрая смена настроений;

✔нарушение обучаемости. 

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

🔹️логопед/дефектолог;

🔹️невролог;

🔹️психолог/нейропсихолог.

В 1980 году Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация, согласно которой случаи, описанные ранее как ММД, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания  и синдром гиперактивности.

 

Диагноз ЗРР ставится детям до 3 лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Снять диагноз можно. 

Симптомы :

✔ребенок начинает поздно держать голову, сидеть и ходить;

✔ребенок молчит и не произносит даже самых элементарных звуков;

✔ребенок привлекает внимание с помощью плача, реакция на обращения отсутствует;

✔ребенок не распознает на слух предметы и не способен показать их на картинке;

✔ребенок говорит так невнятно, что невозможно разобрать половины слов;

ребенок замкнут и не контактирует с остальными детьми;

✔ребенок не  реагирует на элементарные команды взрослых;

✔в 2-3 летнем возрасте ребенок не произносит целых фраз и простых предложений;

✔в возрасте 4 лет ребенок не произносит сложных и полноценных предложений. 

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

🔹️детский психолог или психоаналитик;

🔹️невролог;

🔹️логопед/дефектолог.

 

Диагноз дислексия обычно ставится в возрасте 6-7 лет. Снять диагноз можно. 

Симптомы:

✔ребенок пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;

✔постоянно трет глаза;

✔жалуется на головную боль после чтения;

✔подносит книгу очень близко к глазам;

✔слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;

✔быстро устает;

✔избегает чтения;

✔испытывает трудности с осознанием текста, рассеянный, невнимательный, не способен пересказать прочитанное или сказать, о чем был текст.

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

🔹️логопед/дефектолог;

🔹️психолог/нейропсихолог. 

В англо-американской клинической психологии также существует диагноз "дислексия", но он говорит не только о нарушении чтения, но и письма.

Дизартрия

Диагноз ставят ближе к 5-ти годам, потому что до 5 лет речь активно развивается. Диагноз снять можно. 

Симптомы: нарушена передача электрических импульсов от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. Проявляются нарушения, связанные с определенными группами мышц, которые иннервируются черепно-мозговыми нервами;

У детей грудного возраста возникают сложности при вскармливании, так как мышцы губ и языка находятся в состоянии пареза. Такие дети чаще других могут поперхнуться, склонны срыгивать, вяло сосут грудь.

Когда ребенок достигает первого этапа развития речи, родители или врач при опросе выявляют отсутствие лепетных  слов у ребенка, гнусавость некоторых звуков.

Ребенок начинает произносить первые слова поздно (в 2-2,5 года), ограничена подвижность мимической и речевой мускулатуры. Речь у таких детей смазанная, звуки нечеткие, голос может быть тихим или наоборот очень громким и резким. Характерны потеря плавности речи и изменение ее темпа (замедленная или ускоренная).

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

🔹️невропатолог;

🔹️логопед;

🔹️психотерапевт/психолог.

 

Аутизм
Диагноз ставят в 2-2,5 года. Особой проработки у детей с таким диагнозом требует эмоциональная сфера. 

Симптомы :
✔ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

✔не может объяснить, чего он хочет;

✔наблюдается задержка темпов речевого развития;

✔не следует никаким указаниям взрослых;

✔периодически появляются нарушения слуха;

✔не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

✔плохо устанавливает визуальный контакт;

✔не улыбается другим;

✔не лепечет в возрасте 12 месяцев;

✔не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

✔не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

✔не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

✔наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте. 

Консультации каких специалистов необходимы при данном диагнозе:

🔹️педиатр;

🔹️патопсихолог;

🔹️невролог;

🔹️психолог/нейропсихолог.




Вот и завершились чудесные три дня в компании уникальной женщины Визель Татьяны Григорьевны.

Бесконечно счастлива  познакомиться с таким выдающимся человеком. Получила массу эмоций и полезной информации.  Есть к чему идти и стремиться, и конечно же использовать в своей практике.

Нарушенная артикуляционная моторика -  очень распространенное явление среди дошкольников. Гимнастика для артикуляции -  это обязательный компонент любого индивидуального занятия по логопедии.  Повторять упражнения желательно несколько раз в день и дома с родителями,  в том числе. Это как поход в тренажерный зал, чем больше тренировок, тем быстрее будет результат. Хорошая артикуляция - залог успешного произношения и красивой речи. Так что артикуляционную гимнастику не только нужно, но и необходимо делать детям, имеющим трудности в произношении. А комплекс упражнений индивидуально подбирает специалист, в зависимости от диагноза и необходимого результата .

 

А наш малыш уже не спит днем! Нам 4 года и мы уже взрослые! , - с  гордостью вещают,  некоторые мамы на детских площадках . Так вот хочется рассмотреть чуть подробнее + и - этой "взрослости". Матушка природа все придусмотрела , наш мозг имеет множество отделов отвечающих и выполняющих свои задачи. Так вот отдел отвечающий за принятие информации, обработку и последующее хранение  не бесконечен, и лишнее фильтруется. Это как раз и происходит во время сна. Мы как бы востанавливаемся. Всем известно какие мы "добрые" если не удалось  выспаться. Трудно контролировать эмоции при том, что мы взрослые. А теперь представьте себе ребёнка, у которого тысяча новых впечатлений и эмоций каждый день.  Ежедневно познается окружающий мир, происходит развитие навыков и взаимодействия с другими. Психика переполнена информацией необходимой для развития и не совсем нужной . А как восстановиться то? Мы ведь взрослые! Мы ведь не спим днем! И в результате агрессивность, истерики, устраивание различных сцен и проверки на сколько хватит маминого терпения. Отсюда вывод : сон необходим детям! Врачи рекомендуют от 1 до 1,5 лет ( 2 дневных сна, ночной 10-11часов)

от 1,5 до 3 лет (1 дневной сон, ночной 10-11часов)

До 7 лет ( 1 дневной сон , ночной не менее 8-9 часов) 

В любом случае, решать всегда родителям. Дети так быстро растут ! Когда ещё они смогут выспаться?) Побольше счастливых мгновений в жизни ваших деток !

  • Яндекс.Метрика